Поскольку большинство средневековых авторов не могли обойтись без покровительства влиятельных особ, непреложной традицией было посвящение своего труда тому или иному монарху или другому феодальному владыке. Виллардуэн, очевидно, не столь нуждался в покровительстве подобного рода, но правила хорошего тона всё-таки потребовали изначального упоминания королей Англии и Франции и папы римского (апостолика) в первой фразе мемуаров. Нам остаётся только догадываться, кто из этих трёх лиц был непосредственным поощрителем исторического начинания Виллардуэна. После этого Виллардуэн сразу переходит к изложению сути событий. Главное действующее лицо – приходской священник Фульк из Нейи1. Уже в первом фрагменте мы имеем некоторое расхождение между разными переводами. В старофранцузском тексте, а также в русском и французском переводах страна, в которой Фульк призывал к новому крестовому походу, называется Францией. Заборов даёт примечание, что Франция это всего лишь Иль де Франс, а Мазьелс переводит прямо – Иль де Франс. Какие у того и у другого основания для своего вывода, они не объясняют, хотя известно, что уже в VIII-IX вв. понятие «Франция» относится ко всей северо-восточной части Западно-Франкского королевства2. Заборов называет Нейи городом, англичанин – village (посёлок, деревня), француз – lieu (место). В оригинале значится la ville (город). Наконец, в примечании к тексту Заборов пишет, что Фульк умер в селении Нейи. Чтобы понять, что представляло из себя местожительство Фулька, нам необходимо отправиться во Францию того времени. Виллардуэн даёт нам два главных ориентира, между которыми следует искать Нейи: это Париж и Ланьи-на-Марне. Очевидно, эти два города были хорошо известны его первым читателям.
Если Ланьи находится на расстоянии 28 км от Собора Парижской Богоматери, то разыскиваемый нами Нейи на той же реке Марне удалён от Нотр Дама всего на 15 км и расположен на окраине современного Парижа3. Герб города украшает лента, на которой начертан девиз крестоносцев - Diex el volt (Dieu le veut – Это угодно богу). Естественно, главной достопримечательностью Нейи является церковь Св. Бодиля (L’eglise Saint-Baudile), построенная в 1198 г. по настоянию Фулька Нейского специально для проповеди четвёртого крестового похода. Согласно хроникам в этом же городе при участии Фулька был создан приют для престарелых проституток, о чём не забывает упомянуть даже официальный сайт города.
Что касается определения ареала деятельности Фулька, то, как мы уже говорили, двое из упомянутых переводчиков ограничивают эту область границами Иль де Франс. Совсем по-другому трактовали этот вопрос более ранние историки и переводчики, в частности и наш, французский Петитот. Из большой вступительной статьи к его переводу мы узнаём, что Фульк выезжал далеко за пределы Иль де Франс и в частности возлагал крест на участников рыцарского турнира в замке Экри в Арденнах и даже добрался до Фландрии, где принял крестовый обет у графа Бодуэна и его супруги Мари4. Кстати, это единственное упоминание Виллардуэном женщины, готовой последовать за своим мужем в далёкую Сирию. Такие факты был нередки во время первых крестовых походов. Но из повествования Виллардуэна нельзя заключить, что и в четвёртом походе женщины делили со своими мужьями тяготы военной кампании. Что касается Мари, то Петитот, основываясь на неизвестном нам документе, утверждает, что она вынуждена была остаться дома ввиду беременности5.
Примечания:
1 VH 1 2 Муравьёв А. В., Самаркин В. В. Историческая география эпохи феодализма. М., 1973. C. 14 3 http://fr.wikipedia.org/wiki/Neuilly-sur-Marne 4 Collection complète des mémoires relatifs a l’histoire de France, par M. Petitot, tome I, Paris, 1824, р. 31 5 Там же, р. 33